Плохое поведение в школе - основной фактор неудач и проблем в
дальнейшей жизни, утверждают канадские ученые после исследования в
Британии, длившегося 40 лет.Результаты работы ученых публикует British Medical Journal.
Люди, у которых были проблемы с поведением в школе, во взрослой
жизни более склонны к депрессиям, чаще разводятся или сталкиваются с
финансовыми проблемами. К такому выводу пришли авторы исследования,
изучив данные 3500 человек с 13 лет до достижения ими 40-50 лет.
В конце 50-х - начале 60-х годов учителей по всей Великобритании
попросили оценить поведение репрезентативной выборки детей, рожденных в
1946-м году, когда они вступили в подростковый возраст.
По описанию, данному учителями, у примерно четверти детей были либо слабовыраженные, либо серьезные проблемы с поведением.
Участников исследования вновь опросили, когда им было от 36 до 53
лет. Их расспрашивали о психическом здоровье, социальном и
экономическом статусе.
Линда Блэр: Надеюсь, сейчас мы можем справляться с
ними [проблемами с поведением] так, чтобы самооценка у детей
повышалась, а не понижалась
Как выяснилось, среди тех, кого учителя описали как "проблемных",
было больше не получивших школьного диплома, и больше страдающих от
различных проблем во взрослой жизни. В число таких проблем входят
депрессия и состояние тревоги, неудачи в личных отношениях,
беременность в подростковом возрасте и финансовые неурядицы.
Даже когда результаты исследования были скорректированы с учетом
таких факторов, как пол, социальный статус родителей, депрессия в
юности и IQ, связь с поведением в школе оставалась сильной.
Вот что пишут исследователи из университета Альберта: "Учитывая
стоимость для общества в долгосрочной перспективе, а также негативные
последствия для самих подростков, результаты наших исследований могут
иметь большое значение для политики в сфере здравоохранения".
Однако Линда Блэр, клинический психолог, работающая с семьями,
отмечает, что у детей, рожденных в 40-х годах, были совершенно иные
условия и в семье, и в школе, чем у нынешних.
Резкая критика и наказания за плохое поведение,
применявшиеся тогда, способствовали "порочном кругу" неуверенности в
себе и плохой успеваемости
Резкая критика и наказания за плохое поведение, применявшиеся тогда,
способствовали "порочном кругу" неуверенности в себе и плохой
успеваемости.
"Трудно даже представить, что тогда кто-то спрашивал ребенка, что он
чувствует, - отмечает Линда Блэр. - Надеюсь, я буду права, если скажу,
что сейчас все совсем по-другому, и у нынешних детей уже не будет таких
проблем во взрослой жизни".
"Сейчас главное - это реагировать на проблемы с поведением в школе,
- продолжает специалист, - надеюсь, сейчас мы можем справляться с ними
так, чтобы самооценка у детей повышалась, а не понижалась".
Напомним, недавно британским учителям запретили пользоваться
при проверке работ красными чернилами, мотивировав это тем, что красный
цвет кажется детям "конфронтационным и угрожающим", "лишает детей
мотивации" и ассоциируются с системой образования старого типа. "Мы
больше не производим клерков и бухгалтеров. Мы даем образование детям,
которым предстоит трудиться в 21 веке", - заявил директор одной из
школ. Традиционалисты посчитали запрет нелепым.
По материалам BBCrussian.com